Бродникова Елена Анатольевна (kerimaza) wrote,
Бродникова Елена Анатольевна
kerimaza

Categories:

Психологические проблемы у дошкольников

Работая с детьми, общаясь с педагогами, воспитателями, стало складываться впечатление, что все больше детей имеют различные проблемы. Проблемы со здоровьем показывает медицинская статистика и рост их не для кого не секрет. Но есть ли рост псхологических проблем? Обработав свой архив за три года работы в детском санатории, я увидела, что действительно, такой рост наблюдается.

Анализ
психологических тенденций у детей, посещавших МУЗ Детский санаторий № 3
 г. Владимира с 2007 по 2009 гг.
выполнен Бродниковой Еленой Анатольевной.


Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В настоящее время в непростых социально-экономических условиях стоит проблема сохранения и  укрепления здоровья подрастающего поколения. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические и психические функции, которые становятся фундаментом  всей последующей жизни. Поэтому основные направления психологического сопровождения ребенка должны быть следующими: поддержка ребенка в адаптационный   период, создание психологического комфортного климата, развитие эмоциональной сферы ребенка с целью профилактики психосоматических заболеваний. По данным ВОЗ  до 20% детей во всем мире имеют проблемы психологического здоровья (ВОЗ, 2006).  

Анализ психологических тенденций у детей, посещавших Детский санаторий № 3 г. Владимира выявил, что за прошедшие 3 года произошло увеличение детей,   нуждающихся в помощи психолога. Так в 2007 году в такой помощи нуждалось 125 детей из посещающих санаторий, что составило 23,4% детей, в 2008 году 255 детей   – 24,9%, в 2009 году 300 детей – 35,7% (рис. 1). Эти дети направлялись на консультацию лечащими врачами, воспитателями, родителями, опекунами детей по   поводу различных психологических трудностей и проблем. В тоже время рекомендуемые нормативные показатели деятельности педагога-психолога составляют  на одну ставку 100 – 150 индивидуальных консультаций.  


 


 

Рис. 1. Доля детей, нуждающихся в помощи педагога-психолога среди посетивших МУЗ Детский санаторий №3 с 2007 по  2009 гг 



У этих детей выявлены различные психологические проблемы. Среди них проблема адаптации к условиям детского дошкольного учреждения занимает важнейшее место,   поскольку нарушение адаптационного процесса вызывает у детей стрессовое состояние, что в свою очередь способствует развитию психосоматических   заболеваний. По данным Д.Н. Исаева (1996), распространенность психосоматических расстройств в детском возрасте не только значительна, но и постоянно увеличивается, что связано в первую очередь с ростом психотравмирующих социальных факторов. По его мнению, число болезней адаптации, т.е.  психосоматических расстройств,  у детей, обращающихся за помощью в поликлинику, достигает 25 – 40 %.  Среди детей, посещающих санаторий, выявлен  рост проблем адаптации: в 2007 г эта проблема наблюдалась у 3,6% детей, в 2008 г – у 4,2%, в 2009 г у 4,5% детей.  Выявлен значимый рост детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), что в настоящее время является не только социальной проблемой, но и актуальной медико-психолого-педагогической проблемой. Ясюкова А.Л. и Пугач В.Н. отмечают,  что годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. Среди детей,  посетивших санаторий в 2007 году у 3,6 % детей выявлен данный синдром, в 2008 году у 4,2% детей и в 2009 году у 6,9% детей, что не противоречит теоретическим  данным по данному вопросу.
Так же выявлено за три года увеличение детей с проблемами в поведении, таких как агрессивность, нежелание выполнять инструкцию взрослого, неподчинение, отказ от  приема лекарств, пищи  (см. табл. № 1 и рис. 2). Наличие таких психологических проблем, как тревожность, страхи, проблемы общения, повышенная плаксивость, эмоциональные проблемы снижают эффективность лечения, повышают риск возникновения психосоматических заболеваний. Дети с такими проблемами нуждаются в первоочередной психологической консультации и коррекции.

Выявлен значимый рост детей с истериками и неврозами (см. табл. №1 и рис. 2): невротическими тиками, расстройствами сна, аппетита, с невротическим энурезом, энкопрезом, неврозом навязчивых состояний, страхами, неврастенией, невротическим заиканием, с патологическими привычными действиями, такими, как сосание пальца,   кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции, стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания).   При работе с такими детьми психологическая консультация необходима не только детям, но и медицинским и  педагогическим работникам детского санатория.


 

Таблица № 1. Наиболее часто встречающиеся психологические проблемы у детей, посещавших  
МУЗ Детский санаторий № 3 с 2007 по 2009 гг.


годпроблемы
адаптации
СДВГтревожность,
страхи
проблемы
общения
проблемы 
поведения
агрессивное 
поведение
часто плачущие
дети
истерикиневрозы
20073,6%3,4%2,1%2,2%1,1%2,6%4,5%0,4%0,8%
20084,2%4,4%2,8%3,3%1,9%2,7%4,5%0,5%1,4%
20094,5%6,9%2,9%3,3%3,3%2,8%4,6%1,4%2,4%
 


 

 

Рис. 2. Гистограмма распределения психологических проблем среди детей, посещавших МУЗ Детский санаторий № 3 с 2007 по 2009 гг

Таким образом, выявленные тенденции наглядно показывают рост психологических проблем у детей дошкольного возраста за последние три года.

 

 

Storage Viewer
X
Session:
0 item(s)
Local:
undefined
Global:
Unavailable
DB:
Available
Storage Viewer
X
Session:
0 item(s)
Local:
undefined
Global:
Unavailable
DB:
Available
Tags: Дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments