Бродникова Елена Анатольевна (kerimaza) wrote,
Бродникова Елена Анатольевна
kerimaza

Category:

Детский садик

 Вот опять сентябрь и потянулись наши детки в детские сады. Кто-то с радостью, а кто-то со слезами и истериками.
Мой опыт детский посещения садика короткий - всего один год и негативный. Что я помню: как есть заставляли, а не лезло, особенно хлеб, компота всегда не хватало, мне требовалось больше жидкости, а не давали. Как же это было мучительно. И главное - сон. Я уже к тому времени давно днем не спала, а тут надо было лежать и претворяться спящей. Но это было мучительно больно, потому что жутко хотелось в туалет, ведь после обеда же. Но не пускали. Надо было лежать и терпеть. Эдакий садизм взрослых. А еще помню, как мальчика голого с мокрой простыней водили и потом он стоял на стуле - наказание за энурез. Тоже садизм. Есть одно хорошее воспоминание - нас фотографировали. На головы расположили композиции с фруктами, у меня эта фотография до сих пор есть. Только я так и не поняла замысла - зачем эти дурацкие фрукты, они так и норовили упасть.
Когда родился сын, я точно знала, никакого садика. Я видела детей во дворе. Такие солнечные, веселые, дивные. И они начинали ходить в садик, примерно через пару, тройку месяцев солнышки выключались. Они уже взрослые, школу закончили, только солнышко выключалось навсегда. И видела других, кто в садик не ходил. 
А потом пришла в санаторий. Как же мое непосредственное начальство любило нашу советскую систему дошкольного образования, как же ее восхваляло, я столько всего услышала, правда все это было однобоко и никогда не звучали интересы детей. Дети вообще вроде бы и не причем. Система хороша, дети только плохие. Я часто заводила разговор на тему, а что именно хорошее, что полезное? - Режим дня, питание по режиму дня, прогулки по режиму, общение в коллективе, а вот еще - праздники, праздники это вообще самое замечательное достижение нашей дошкольной педагогики. И не важно, что участвуют одни и те же, а остальные просто зрители.
Ну и немного про занятия, занятия тоже полезны, они развивают, главное, что они в группе.
Общаясь на разных форумах с родителями и воспитателями по поводу садика я постоянно читаю о пользе садика в плане общения. И такое глубочайшее убеждение, что без садика ребенок не вырастет, что не сможет учиться в школе.
Но так ли это на самом деле? Разве всегда были садики? А как же человечество жило и двигалось вперед на протяжении тысячелетий? Как же наши прабабушки и прадедушки росли? И ведь выросли. Разговаривая с родителями, я порой видела иррациональную убежденность, что ребенок физически не сможет вырасти без садика, даже если ему там плохо, он постоянно болеет, ничего там не ест, избегает ходить в туалет, все походы сопровождаются истериками и в придачу мама сидит дома.
Общение. А нужно ли ребенку общение в таком виде, какое он получает в садике? Какое качество общения он получает? Он общается с детьми, с воспитателем по разным исследованиям он общается до 5 минут в день (имеется в виду общение один на один), итак он целый день общается только с детьми. Но ведь все дети пришли туда потому что не умеют общаться (допустим), они не умеют общаться, потому что маленькие. Они не умеют общаться, потому что их еще никто не научил, ведь общению надо учить. А кто их научит? Если раньше дети учились общаться в разновозрастных дворовых коллективах, обучение общению шло от старших к младшим и так передавалось из поколения в поколение. То теперь дети разного возраста отделены друг от друга и не могут передавать старшие младшим свой опыт. Значит остается надежда на воспитателя, что он организует детей, будет учить их организовывать игру, будет помогать выходить из сложных ситуаций, будет, будет. И много вы видели таких воспитателей? Да и требуется ли это от них? Где? Я не видела, хотя много лет ходила в садики на МО, общалась и с психологами и с воспитателями. А уж сколько родителей! От воспитателя официально требуется ведение документации, правильное составление плана работы, проведение занятий по программе, соблюдение режима дня, чтобы все дети поели, спать легли.... В общем режим дня. А родители ожидают развитие своих детей. Но у воспитателя нет такой задачи, как развитие детей. Противоречие между ожиданием и действительностью.
Общение. Взрослые могут ли находится в процессе общения целый день? Наверно нет, хочется помолчать, уединиться, уйти. Но ребенок не может это сделать.
Нужно ли общение ребенку 1,5-2 лет? С мамой, папой, бабушкой, дедушкой нужно, просто необходимо. До трех лет, до кризиса трех лет, когда ребенок начинает осознавать свою отдельность от мамы расставание с мамой для него трагично. Даже если внешне все выглядит благополучно. Ребенок находит лазейки - он начинает болеть. много, часто, тяжело. Общение в этом возрасте с другими детьми ребенку нужно, но при условии, что в пределах видимости находится мама или няня или другой близкий взрослый. Тогда ребенок может благополучно общаться. И это общение пойдет ему на пользу. 
Общение действительно становится необходимым после 3,5 лет. Но тоже ведь не более 3 часов в день. Надо ведь и отдыхать от общения. Это ведь тоже труд для ребенка. То, что дети ужасно устают, наблюдают многие родители.

Развитие детей. А может ли воспитатель полноценно и гармонично развивать детей. Их много, он один, а порой и нянечки нет. Его этому пожалуй и не учили. Вы где видели, чтобы учили тому, как гармонично развивать детей? Может где уже и учат, только общаясь с воспитателями берет глубокое сомнение в этом. Порой воспитатели не знают элементарных вещей из детской психологии. Вот пример, усадила воспитательница детей 2,5 - 3,5 лет на стульчики, одного поставила в круг и начала винить: "Ты понимаешь, что ты виноват? Я папе расскажу, ему будет стыдно, маме расскажу, ей будет стыдно...." Это продолжалось минут пять. Мальчик гиперактивный, он давно перестал ее слушать. Он в свои 3 года еще не понимает ее сложные логические заключения. У него в 3 года еще нет понятия стыда, ведь если бы она хоть немного знала возрастную психологию, то поняла бы, что моральные нормы формируются к 6 годам. А сейчас с ним надо на другом языке разговаривать и уж точно не в круге. И таких наблюдений у меня сотни, если не больше. Но я отвлеклась, хотела же о развитии детей. Под развитием родители как правило имеют в виду интеллектуальное развитие. В садике занятия проводятся чаще так: дети сидят, им объясняют. Хотя это самый не продуктивный способ даже для детей школьного возраста, а для дошкольников вообще пустое проведение времени. Давно уже доказано, что если дошкольник сидит смирно, то все его внимание уходит на поддержание этой позы, а на восприятие речи вообще не остается места в его сознании. А если мы обратим внимание на его мышление, то вообще станет понятен абсурд подобных занятий. До 3-4 лет у ребенка ведущий тип мышления наглядно-действенный. Он мыслит когда делает. Делая он мыслит. В дальнейшем этот тип мышления никуда не девается, он остается с человеком на всю жизнь и мы пользуемся им, когда необходимо, а у кого-то он остается ведущим на всю жизнь. 
После 3-4 лет ведущим становится наглядно-образное мышление. ребенок начинает мыслить образами. Вот простой опыт, который поможет определить, на каком этапе находится ребенок. Это может быть любое дело, может быть даже рамки и вкладыши Монтессори, мяч, закатившийся под кровать. Если ребенок сначала делает и потом только смотрит, что у него получается, если он тычет фигурку в отверстие, не обратив внимание на ее форму, берет палку и потом только в процессе видит, что она коротка, ребенок находится на уровне наглядно-действенного мышления. Он делает и это есть процесс его мышления. А если он сначала смотрит, как бы примеряет, а потом выбирает нужную деталь или палку подходящей длины, значит он уже пользуется наглядно-образным мышлением. Но не словами. Ребенку на этом уровне порой совершенно бесполезно объяснять словами. Лучше показать что-то похожее, организовать его деятельность, позволить ему самому исследовать. А ему говорят ,говорят. Родителям даже может казаться ,что проводятся замечательные занятия, только они для галочки. Но самое смешное, если подобные занятия проходят в детских клубах за ваши деньги. Тогда это просто зарабатывание денег на вашем не знании. И это может быть ориентиром для родителей полезности занятий, полезности программы в садике. Ведь сейчас есть такие программы, когда дети не должны сидеть и слушать. Это очень важно. не должны сидеть смирно на стульчиках, когда им читают книгу. Но читать когда они играют тоже невозможно, шум нарастает постепенно, ведь детям очень сложно играть молча. Я читала, когда спать укладывали.

А вообще по моему опыту обучение чтению, математике может происходить полноценно, быстро, эффективно только либо индивидуально, либо в очень маленьких группах дошкольников, причем чем младше ребенок, тем меньше группа. Так дети до 3 лет вообще не нуждаются в коллективе для обучения, с ними лучше работать индивидуально. Дети от 3 до 5 хорошо могут обучаться в группах до 5 человек. А после 5 это может быть и 7 - 8 человек. Мне кажется, что даже 10 уже слишком много.

Еще остался режим. Но как быть с тем, что у всех разный режим. У всех разные биоритмы. Для взрослых мы это признаем, а для детей нет. режим дня может быть вполне выработан и дома. Но дома бывает так, что захотел есть на полчаса раньше и ешь и ничего страшного в этом нет. А не хочешь еще есть, хотя и пришло время, не насилуешь себя, можешь подождать, когда появится аппетит. Я это все про нас, взрослых. Но не для детей это все. У них все должно быть по часам. причем у всех. И все обязаны есть то, что дают. Не важно, что кто-то просто давится кашей, а кто-то не выносит лук в супе. Ладно, сегодня уже и для младенцев не рекомендуют такой жесткий режим, ведь в один прием ребенок высосал чуть больше молока, в другой меньше и значит может проголодаться быстрее. Но не для детей постарше. Поверьте, это все пережитки, вбитые в головы с тридцатых годов, когда была уничтожена педология, когда все были равны, когда даже мальчики и девочки были одинаковы. и нельзя было говорить о том, что дети могут различаться. Решили все просто - расстреляли, сослали. А в головах это равенство сидит до сих пор, уже и страны той нет, только не осознаваемые вещи живучи.

не знаю, убедить кого хочется или просто написать о наболевшем. Только мое мнение такое - садики в том виде, в каком существуют в большинстве своем есть лишь необходимое зло и не надо для себя их рядить в цветные одежки. Да и ребенку проще будет, если он видит, что мама его понимает, но выхода у нее другого нет.
Tags: Дети
Subscribe

  • Развитие памяти 1. Шарики в трубке

    Этот ролик специально снимала для опробирования фона. Выбрала пока такой, надеюсь на вашу оценку, ваши предложения, идеи. Пишите, буду очень…

  • Феномены Пиаже. Игры с пластилином.

    Особенности мышления детей дошкольников порой удивляют родителей, порой приводят к растерянности. Проведите с детьми предложенные опыты, они…

  • Школьные трудности 6. Знаки препинания

    Знаки препинания вызывают сложности у многих детей начальных классов. Родители, учителя часто требуют от детей: "Читай с запятой, тут же точка, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Развитие памяти 1. Шарики в трубке

    Этот ролик специально снимала для опробирования фона. Выбрала пока такой, надеюсь на вашу оценку, ваши предложения, идеи. Пишите, буду очень…

  • Феномены Пиаже. Игры с пластилином.

    Особенности мышления детей дошкольников порой удивляют родителей, порой приводят к растерянности. Проведите с детьми предложенные опыты, они…

  • Школьные трудности 6. Знаки препинания

    Знаки препинания вызывают сложности у многих детей начальных классов. Родители, учителя часто требуют от детей: "Читай с запятой, тут же точка, а…